Фукукантё Хиросигэ о своем пути в каратэ. Часть 2

Хиросигэ Цуёси. Мой путь и путь каратэ дзёнан

Как рождалась школа «Дзёнан-рю». Фрагмент 2


Повышенная средняя школа была для меня курортом


Хиросигэ Цуёси / Hiroshige TsuyoshiОкончив среднюю школу, я поступил на отделение электрики Промышленно-технического училища города Кокура. Учили там из рук вон плохо, так что в то время об этом училище в шутку говорили, что там «из любого гения сделают дурака».

Дело в том, что в те времена было еще немало малоимущих семей. И вот Промышленно-техническое училище города Кокура было таким учебным заведением, куда поступали дети, хорошо успевавшие в школе, но не имевшие возможности, в силу бедности семьи, поступить в университет. А поскольку у детей, которые в силу своей бедности оказывались в этом училище, всё равно не было перспектив продолжить образования, многие из них считали целесообразным хорошенько перебеситься в годы учебы в училище. Причем преподаватели, со своей стороны, тоже всячески их к этому подстрекали, говоря: «Все равно это конец вашего студенчества. Так что повеселитесь от души, чтобы было, что вспомнить о молодости».

Поэтому период учебы в этом училище был для меня чем-то вроде отдыха на курорте. И это вполне закономерно, ведь учиться было очень легко. Так что я ходил в училище, даже когда простывал, и у меня была температура. Ведь я ходил туда именно развлекаться. Даже занятия казались мне еще одним вариантом развлечения.

Никакой школьной униформы или чего-нибудь еще в том же роде я в училище никогда не носил. Придя в училище, я первым делом переодевался в спортивный костюм или в рабочую робу. В итоге моя студенческая униформа провалялась все время никому не нужная, благо у нас форму не крали. Один парень забыл как-то свою спортивную форму на улице. Так она и провалялась там целую неделю, поливаемая дождем. Ее погрызли жучки, она стала вся дырявая, и только тут парень хватился пропажи и стал искать свою форму. При осмотре вещей, принесенных учащимися в училище, обнаруживают сигареты. В обычной школе – это скандал, а здесь спрашивают:
- Это что?! Мусор что ли?!
- Мусор.
- Ну, если мусор, давай выбрасывай сразу!
И всё! Действительно, суперская школа!

И вот на этом «курорте» я развлекался, сколько моей душе было угодно. В то же время я увлекся гандболом и начал серьезно тренироваться. В то время гандбольная команда Промышленно-технического училища Кокура гремела на всю префектуру, и в результате мои гандбольные успехи определили, куда я пойду по окончании: как игрока гандбольной команды меня взяли на завод «Хонда гаккэн».

Провал с поступлением на работу

Завод «Хонда гаккэн» был создан знаменитым Хонда Соитиро, «богом технологий». Мое восхищение личностью этого человека отчасти и повлияло на мой выбор места работы. Уж не знаю, как там было на первых порах после создания завода, но в мое время сам его хозяин появлялся на заводе не часто, так что уже вскоре после поступления на службу я утратил всякую надежду сойтись с этим «богом» поближе. К тому же я никак не мог привыкнуть к ритму работы, который задавал конвейер. Работа в три смены была явно не для меня.

В мою душу закралось сомнение: «Неужели человек может спокойно выдерживать такую монотонную работу?!» Мне казалось удивительным даже то, что работавшие рядом со мной люди в том, что такая работа вполне нормальна, по-видимому, совершенно не сомневались. Как так может быть?! Ну, уж такой у меня характер: я всегда сомневаюсь там, где другие не испытывают никаких сомнений.

Так постепенно дело дошло до моего увольнения. Вышел я как-то на улицу, а там – отменная погода. Прошелся по тихим полям и лесам Судзука и подумал: «Такой прекрасный день! И чего это я должен на работу идти?!»

Что такое ответственность, я в ту пору еще не знал, да и молод был. Мне было еще очень мало лет, и хотелось бежать в луга, чтобы валяться там на земле, глядя в голубое небо и подставляя лицо ветерку. В общем, я ничего не смог с собой поделать. Вероятно, я был слишком хорошо образован для такой работы. В конечном итоге, проработав на заводе три года, я уволился с фирмы.

Сейчас, по прошествии многих лет, когда я вспоминаю об этой своей первой работе, я думаю, что, как ни странно, она оказала очень большое влияние на мою судьбу. Это был опыт того, что в науке о поведении животных называется мимесисом – подражанием. Когда я организовал отделение Кёкусинкай в токийском районе Дзёнан и начал обучать своих учеников, я во многом использовал те правила и принципы, которые действовали на заводе «Хонда». Главный мой принцип, заимствованный у «Хонды», был таков: важно определить стратегию, а тактику надо позволить определять исполнителям на местах на основе их собственной инициативы и знаний. Второй важный принцип: недовольство и неудовлетворенность – это стимулы для развития. Таковы основные принципы работы отделения Дзёнан.

Итак, я ушел с завода. Но есть-то все равно нужно. Следующим моим местом работы стала инжиниринговая компания. Работа в ней была сопряжена с длительными командировками. Так, я почти год проработал в Алжире. И вот с этой-то командировкой в Алжир связано начало моих занятий каратэ.

Еще когда я учился в училище, помимо гандбола, я немного занимался и одной из школ каратэ под руководством приятеля. Не могу сказать, что мы занимались действительно серьезно, но, все-таки, я чувствовал определенную «крутизну» и был не прочь похвастать, что «занимаюсь каратэ». Поэтому все в округе были наслышаны, что я «знаю каратэ». И все это кончилось тем, что я здорово осрамился.

Однажды к нам в общежитие сотрудников фирмы забрался вор. И вот я сцепился с ним в драке, решив, что лучшего случая попробовать, как я освоил каратэ, и быть не может. Первым ударом я в противника попал – почувствовал отдачу в руке, но уже в следующее мгновение у меня возникло нехорошее предчувствие, а затем словно вспышка мелькнула перед глазами. В руке у вора оказался зажат нож. И теперь я уже боялся бить руками и ногами с полной амплитудой, совершенно не задействовал бедра, поэтому эффективность моих ударов была минимальной. Даже когда я попадал в него, мой противник не падал. Я так и не смог подчинить его себе, и он убежал. И вот тогда я понял, что от каратэ нет никакого проку, если не изучать его по-настоящему. Вскоре после возвращения из командировки на родину я уволился и с этой работы, а вот желание серьезно изучать каратэ у меня осталось. Я стал подыскивать додзё неподалеку и вскоре нашел додзё каратэ сравнительно недалеко от того места, где снимал жилье. И называлось это додзё – «Кёкусин кайкан».

Фукукантё Хиросигэ о своем пути в каратэ. Часть 1 - Юность полная драк
- Фукукантё Хиросигэ о своем пути в каратэ. Часть 2 - Средняя школа была для меня курортом
Фукукантё Хиросигэ о своем пути в каратэ. Часть 3 - Вступление в додзё штаб-квартиры Кёкусин кайкан
Фукукантё Хиросигэ о своем пути в каратэ. Часть 4 - Кто выживает, тот становится сильным!
Фукукантё Хиросигэ о своем пути в каратэ. Часть 5 - «Отправляйся в Осаку!»
Фукукантё Хиросигэ о своем пути в каратэ. Часть 6 - Рождение отделения Дзёнан
Фукукантё Хиросигэ о своем пути в каратэ. Часть 7 - «Черные пояса из Дзёнан ничего не стоят!»
Фукукантё Хиросигэ о своем пути в каратэ. Часть 8 - Что такое сущность боевого искусства (гокуи)
Фукукантё Хиросигэ о своем пути в каратэ. Часть 9 - Чему я учился у сэнсэя Саваи
Фукукантё Хиросигэ о своем пути в каратэ. Часть 10 - Будо «надкусывать» нельзя!
Фукукантё Хиросигэ о своем пути в каратэ. Часть 11 - Шаг, с которым перемещается сама жизнь
Фукукантё Хиросигэ о своем пути в каратэ. Часть 12 - Поговорим о качестве тренировочных занятий

Перевод А. Горбылёва по: Хиросигэ Цуёси (廣重毅). Кёкусин каратэ: Дзёнан сибу цуёса-но химицу [«Каратэ Кёкусин: секреты силы отделения Дзёнан»]. Токио, «Бэсубору магадзин ся», 1997. [www.kyokushinkan.ru]

Публикуется с разрешения Алексея Горбылева

Купить книги Алексея Горбылева

Добавить новость
Russian Open Cup - 2025